Главная » Статьи » Мои статьи |
Что такое сознательное отношение человека к себе и окружающему? Мышление человека разделяется на два рода: на анализ и вывод. Анализ состоит в том, что человек, видя какое-нибудь явление, происходящее в нем самом или во внешнем мире, начинает отыскивать его причины, как прямые, т. е. такие, которые дают основу явления, так и косвенные, которые отклоняют его в эту или другую сторону, правильно группирует эти причины и следствия, определяет, какие причины нормальны, какие ложны и, следовательно, какие должны быть устранены и какие должны быть приняты. Вот анализ явления, дающий человеку полную и правильную его картину. Вывод состоит в том, что человек, видя известные явления и зная цель, которой они должны достигнуть, разбирает, насколько и каким образом эти явления удовлетворяют своей цели, и сообразно этому прямо устанавливает свое отношение к этим явлениям. Например, человек признает, что отношение его к известным другим людям должно быть таково, чтобы они все более сближались друг с другом, т. е. чтобы они все более узнавали образ мышления и убеждений друг друга (конечно, сближение и не в одном этом состоит). Видя, что существующие отношения этому не удовлетворяют, т. е., что нет обмена мыслей, он выводит, что нужно установить обмен мыслей и потому начинает вызывать людей на различные разговоры. Т. е. тут человек не разбирает причины данного явления и не старается проследить соотношение различных фактов в, этом явлении и только на основании цели выводит свое отношение к явлению. Каждый из этих рядов мышления, взятый в отдельности, не дает человеку сознательного отношения к явлениям. 2 декабря. Флеровский ставит целью человечества плодить жизнь на земле. Но это совершенно ошибочно и вот почему. 1) Исследовав законы природы, по которым развивается и идет жизнь человечества, открывается конец и направление этого развития. Это и составит цель. Но таким образом невозможно открыть цель, так как она будет зависеть от конца и направления развития всего земного шара, потому что, если законы последнего приведут его к окончательному охлаждению, вся органическая жизнь, следовательно и человеческая, уничтожится, а потому и концом или целью человечества будет окончательное его уничтожение. Итак, из законов природы нельзя вывести цели Флеровского. 2) Другим образом вывести цель человечества можно, наблюдая, к чему стремится нравственная и умственная деятельность как групп людей (государств), так и отдельных личностей. Но, делая такое наблюдение, вовсе не замечаешь, чтобы люди стремились к цели Флеровского. Замечается же, что есть действия людей, имеющие одну цель: счастье. К этой цели в большей части случаев люди всегда стремились до известной степени сознательно, в том отношении, что они всегда старались ее достигнуть через прямые действия или через вознаграждение своих прямых действий. Но эта цель очень различно понимаема, т, е. различно понимают, в чем состоит счастье, и пути к достижению цели выбираются различные. Наибольшего счастья человечество может достичь тогда, когда индивидуальность каждого человека будет уважаться, и каждый человек будет сознавать, что его счастье неразрывно связано со счастьем всего общества. Высшее же счастье человека заключается в свободное умственной и нравственной деятельности. 1 июля. Что нужно для того, чтобы личность выбрала себе основательно путь для достижения своей цели? 2) Практическое знание. Без него личность не может приложить законы теоретического знания, а потому, начиная действовать по теоретически выработанному пути, она может встать в тупик или начать метаться при встрече с незнакомой обстановкой, и могут оказаться несообразности теории с практикой, вслед которым придется изменять теорию. 3) Знание своих свойств. Это тоже практическое знание. Своя субъективность будет непременным элементом во всех действиях личности, а потому, не зная этого элемента, личность не сможет сделать правильного расчета наискорейшего для себя пути к достижению цели. Итак, личность тогда только действует основательным, наиболее полезным и критическим путем, когда она изучила все эти три элемента и привела их в согласие, следствием чего и явится путь. | |
Просмотров: 378 | |
Всего комментариев: 0 | |